Подводная съемка. Советы

Советы для создания хороших фото и видео кадров под водой

Подводная съёмка это увлекательный творческий процесс, который предоставляет множество уникальных возможностей для создания самых привлекательных и необычных изображений. Помните, что главный секрет хорошего кадра состоит в том, что вы погружаетесь под воду не для того, чтобы сделать удачную фотографию, а для того чтобы получить удовольствие и новые впечатления и поделиться этими впечатлениями с другими. Американский фотограф Рауль Тузон, известный своими работами для National Geographic, Time Magazine, US News, The New York Times : «Подводная съемка — один из видов фотографии, поэтому к ней применимы все те же основные правила и принципы. Один лишь тот факт, что вы снимаете в воде, не сделает фотографию хорошей. Впечатляющие снимки появляются не по воле случая; они создаются трудом. Учите и применяйте правила композиции, в том числе правило третей, использования диагоналей, фрейминг; применяйте все эти знания мудро.»

Потренируйтесь дома

Внимательно изучите инструкцию по использованию вашей камеры.
Размещение камеры в водонепроницаемом чехле требует определенной сноровки. Вам придется потратить некоторое время, чтобы научится правильно устанавливать камеру в бокс и привыкнуть к управлению камерой в боксе и к возможным ограничениям бокса, так как не все подводные боксы позволяют использовать полный набор функций камеры под водой. Например, может оказаться, что пользоваться функцией ZOOM на глубине может быть затруднительно из-за давления или особенностей работы фотокамеры.

Не стоит сразу отправляться на съёмку в море, попрактикуйтесь сначала в бассейне. Спокойная и безопасная обстановка поможет вам изучить настройки камеры, поэкспериментировать с новыми техниками, проверить рабочее состояние всех устройств. Вам понадобится время, чтобы привыкнуть к работе камеры под водой.

Держите камеру твёрдой рукой. Может оказаться, что держать камеру в положении съемки под водой не так просто, как на земле, потому что Вам придётся сохранять устойчивость в воде без помощи рук, которые будут заняты камерой.
Потренируйтесь неподвижно фиксировать камеру в воде, это может оказаться сложным, так как вода находится в постоянном движении. Чтобы сделать хороший снимок, важно комфортно чувствовать себя в воде.

Освещение при подводной съёмке

Одна из самых больших проблем, с которой можно столкнуться при съемке под водой - проблема освещения.
Для четкого снимка необходим сильный солнечный свет и чистая вода. Лучшее время для подводной съемки - полдень, когда лучи света способны максимально пройти сквозь воду и придать краски получаемому изображению.
Лучше снимать ближе к поверхности. В чистой воде при ярком солнечном свете можно сделать хорошие подводные снимки на глубине 3 метра и более. Прозрачность воды влияет только на количество света, достигающего определенной глубины. В чистых тропических водах свет исчезает так же, как и в других. Единственным решением будет брать с собой источник света.

Вспышка может отразиться от внутренней поверхности линзы чехла. При работе со вспышкой прижмите чехол плотно к вспышке, таким образом, что бы свет не смог отразится обратно на линзу.
Убедитесь, что окошко чехла плотно прилегает к объективу камеры. Это немного похоже на съемку через обычное стекло дома. Даже при чистом окне возможно небольшое отражение, но чем ближе Вы поднесете камеру к окну, тем менее будет заметно отражение. Прозрачное окно водонепроницаемого чехла сделано из специального сверхчистого полимера оптического качества. Держите окно чехла чистым и прозрачным, не допускайте повреждений на нем.
Если на Вашей вспышке есть рассеиватель, используйте его. Рассеивание света даже от маленькой вспышки на мыльнице поможет сделать фотографии мягче. При этом нужно помнить, что под водой дальность рассеивания света вспышки меньше, чем над водой.

Цвет и контрастность при подводной съёмке

Одно из самых больших препятствий в подводной фотографии это потеря цвета и контрастности.

Благодаря своей плотности вода действует как фильтр для проходящего сквозь нее света. Это действие зависит от длины волны: красный цвет начинает адсорбироваться на глубине 1м и исчезает на глубине 10 м (многие рыбы имеют красную окраску именно по той причине, что этот цвет очень эффективен под водой в качестве камуфляжа), на 20 м исчезает весь желтый и начинает теряться зеленый. Наконец, на глубине 30 м остается единственный цвет - голубой. Поэтому, при погружении в воду объекты кажутся синими или зеленоватыми.

Потеря цвета происходит по горизонтали и вертикали, поэтому удаленные объекты получаются бесцветными и расплывчатыми. Эту проблему можно решить, подобравшись к объекту съемки как можно ближе, насколько это возможно при использовании широкоугольного объектива.
Чем меньше толща воды между Вами и объектом съёмки, тем ярче будут цвета. Расстояние до объекта лолжно быть в среднем от полуметра до двух метров. Если расстояние больше, то объект будет уже казаться размытым.

Восстановить утраченные цвета поможет вспышка. Стробоскоп или встроенная вспышка выровняют оттенки и сделают цвета ярче. Сейчас в продаже можно найти большое количество разнообразных высококачественных и дорогих вспышек, но даже маленькая вспышка на мыльнице будет полезна.
Для получения хорошего снимка нужно учитывать и естественный свет, а вспышка лишь дополнит его. Если свет не использован, кадр теряет «ощущение места». Вода должна быть синяя, а её обитатели смотреться естественно. Регулируйте мощность вспышки в зависимости от ситуации и объекта съемки. Например, фотографируя рыб, которые находятся совсем близко, или обладают сильным эффектом отражения света, используйте вспышку на ½ или ¼ мощности.

Подводные настройки камеры

Изучите настройки своей камеры. Возможно, чтобы получить отличный кадр, Вам потребуется сделать несколько снимков с разными настройками с определённого понравившегося Вам ракурса.
На некоторых мыльницах есть режим "сюжет"(scene) для фотосъемки под водой. Вода не такая прозрачная, как воздух над её поверхностью. Поэтому глубокие синие и зелёные оттенки воды, которые мы можем снимать с пляжа не совпадают с оттенками воды, которые мы снимаем под водой. В режиме "сюжет" добавлены настройки, которые помогают скомпенсировать изменение цвета под водой. Если Вы используете эти настройки над поверхностью воды, то обнаружите, что оттенки стремятся к желтым и оранжевым. А под водой этот режим поможет Вам получить цвет идеальной тропической фотографии.
Если Вы снимаете на камеру у которой нет подводного режима, используйте, по возможности, режим RAW файлов. Это даст Вам возможность, в дальнейшем, более гибко корректировать цвет фотографии.
При подводной съемке выставляйте наименьшее из возможных значений ISO, 100 или 200, чтобы снизить зернистость изображения.
Выдержка выставляется вручную. Важно найти оптимальное сочетание скорости затвора и числа диафрагмы. Используйте выдержку как творческий инструмент. Если Вы хотите показать объект резким и неподвижным, выбирайте высокую скорость затвора - 1/125 или 1/250, если Вам нужно передать движение, выбирайте 1/15 или ниже.
Число диафрагмы будет зависеть от того, насколько глубоко вы погрузились для съемки. Использйте небольшую диафрагму, в пределах f8 — f16, чтобы сохранить резкость фона и объектов на переднем плане.

Будте внимательны к настойке баланса белого, разберитесь в его настройке на Вашей камере.

Если вы хотите получить естественную фотографию подводного мира и достоверно передать его ощущения, используйте широкоугольный объектив (с фокусным расстоянием от 10 мм до 24 мм), чем шире будет его угол поля зрения, тем лучше.

Фото "сплит"

Фотографии, половина кадра которых находится под водой, а другая половина — в воздухе, называют «сплит» или «half and half». Проблема, с которой сталкиваются фотографы, снимая «сплит», это разница в величине экспозиции над и под поверхностью воды, которая возникает из-за преломления лучей света под водой. Эту проблему можно решить с помощью специализированных фильтров с диоптриями.



Запаситесь терпением и не надейтесь получить шедевр с первого раза. Не бойтесь и не спешите. Внимательно смотрите по сторонам, ищите интересные сюжеты, выстраивайте композицию, меняйте настройки, эксперементируйте. Уникальные кадры, которые вы получите, стоят Ваших усилий.